Камеры станут ещё умнее: какие виды нарушений будут фиксировать автоматически

Тип статьи:
Авторская

Опрошенные Журналом Авто.ру эксперты не уверены, что производители камер смогут реализовать все запросы ЦОДД. Мы выбрали самые любопытные из умений, которые ЦОДД кажутся важными, и попытались разобраться, как камеры будут их фиксировать.

Поворот налево и разворот не из крайнего положения

Классическая ситуация: водитель зазевался и решил повернуть не из крайней полосы. Отучать авто­моби­листов от таких маневров с помощью камер уже начали, но только в крупных городах и лишь при пере­сечении сплошной разметки. Теперь речь идёт ещё и о выборе правильной позиции при манёвре. Как рассказали Журналу Авто.ру в ЦОДД, контроль такого вида нарушений актуален для вылетных магистралей, которые не оснащены барьерными ограждениями.

«В зону контроля помещают место, где автомобиль должен повернуть или развернуться. Камера следит за тем, чтобы водитель осуществлял манёвр из крайнего положения, а на фото­материале можно увидеть траекторию движения», — пояснили в ЦОДД.

Выявлять такой вид нарушения для камер не составит труда, объяснил Журналу Авто.ру специалист из компании «Технологии распозна­вания» Сергей Кусов. По его словам, для определения подобного нарушения камеры ведут трек каждого автомобиля. Поэтому устройствам легко понять, что водитель автомобиля совершил неправильное перестроение или же проехал по запрещающей разметке.

«Участие нейросети в такой фиксации невелико: камера видит, что номерная пластина пересекла рядность, при этом неважно, на каком типе транспортного средства она висит. Так мы понимаем, что совершено не преду­смотренное разметкой перестроение. Такая фиксация полезна и работает, например, на съездах с колец, где есть такие карманы, из которых водители выруливают на главную дорогу», — привёл пример Кусов.

Движение мотоциклистов между полос

Ещё одна новая задача для камер — борьба со мото­циклистами, которые ездят между рядами. И в КоАП пока нет соответ­ствующего наказания за такие манёвры, камеры хотят обучить заранее. Для этого комплексы должны уметь различать виды транспорта. «Современные комплексы — это не только камеры фотовидео­фиксации, но и детекторы транспорта, — рассказали в ЦОДД. — Камеры способны распознавать любой транспорт, его скорость и положение дороге».

Правда, сами разработчики с такой формулировкой не совсем согласны. Проблема заключается в том, что у мотоциклов преду­смотрен только задний номер, и далеко не все устройства могут их уверенно распознать. Кроме того, камера не всегда сумеет выявить все манёвры мотоциклистов.

«Например, стоят машины в пробке, — рассуждает Кусов. — Мото­циклисты их обычно проходят как нож сквозь масло. И для комплексов это неочевидно: устройства придётся капитально дообучать. При этом понять, что мотоцикл пере­страивается и едет между полос, камерам будет сложно. По центру полосы байкер ехать не обязан. А если мотоцикл движется в плотном потоке транспорта, камера может вообще не видеть разметку из-за других автомобилей».

Эксперт в области фотофиксации и разработчик ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман обратил внимание, что нахождение в одной полосе с другим транс­портным средством формально не запрещено при безопасном боковом интервале. «А чтобы привлечь мотоциклиста при пере­строениях через разметку, нужно видеть весь протяжённый участок», — отметил Шухман.

Езда на мотоцикле без шлема

При распознавании мотошлема основная сложность заключается в том, чтобы объяснить нейросетям, чем именно отличается шлем от шапки или от пышной причёски, считают эксперты из Ассоциации «ОКО». «Возможен большой процент ошибок. Такие случаи придётся тщательно просматривать вручную, что создаст дополни­тельную нагрузку на инспекторов», — говорят в Ассоциации.

Более того, добавляет эксперт Григорий Шухман, сами шлемы могут иметь самые разные формы. «У девушек есть модная привычка приделывать к шлемам так называемые конские хвосты, что может смутить устройства. Нейросеть тут не поможет и будет работать субъективно — контроль возможен только в ручном режиме, по фото­материалам», — уверен специалист.

А вот Кусов полагает, что, даже несмотря на сложности, такая фиксация вполне реализуема, и она поможет убедить байкеров пользоваться защитой. Эксперт также предположил, что для повышения качества фиксации к этому процессу можно привлечь техно­логии, которые сейчас используются для распозна­вания лиц! Правда, для обучения потребуется время, утверждает Кусов: «К 2025 году такие данные можно собрать: посадить человек десять, дать им доступ к летним проездам мотоциклистов и начать скармливать нейросети примеры».

Незаконная окраска, мигалки и фонари такси

В случае с такси речь идёт о фиксации нелегальных пере­возчиков, которые вводят пассажиров в заблуж­дение при помощи опознава­тельных знаков. «Перед нейросетью стоит задача распознать опознава­тельный фонарь такси и сверить госномер авто­мобиля с реестром выданных разреше­ний на осуществ­ление деятель­ности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Москвы и Мособласти», — объяснили в ЦОДД.

Точно так же камеры научат различать нелегальные мигалки и необычную раскраску автомобилей в стиле спецслужб. Распознавать их в ЦОДД предлагают по такому же принципу, как и авто­мобили такси: сверяя данные госномеров с базами (все такие авто­мобили должны быть внесены в специальный реестр).

«С оклейкой автомобилей могут возникнуть проблемы, если это рекламные надписи, — оценил планы ЦОДД Кусов. — А вот собрать все виды мигалок и отдать эти данные нейросети будет несложно. Таких примеров уже очень много. Нужно выделить область крыши и поставить нейросетям задачу проверять, что на ней находится».

Движение задним ходом и выезд на велодорожку

В ПДД чётко определены места, где движение задним ходом запрещено: пере­крёстки, пешеходные переходы, тоннели, мосты и так далее. «С технической точки зрения это нарушение фикси­ровать просто, ведь камера видит траекторию движения автомобиля вне зави­симости от того, едет он вперёд или назад», — уверены в ЦОДД.

Кусов считает такие нарушения критичными на дорожных развязках и уверен, что камеры должны отслеживать подобные манёвры: «Распознать движение назад также несложно: для камер надо прописать правило, согласно которому транспорт движется в определённом направ­лении. Если кто-то поедет по-другому, устройство сразу же это увидит».

Что будет, когда всё это заработает

Пока власти уверяют, что речь идёт только о расширении возмож­ностей камер и что в ближайшее время новых штрафов бояться не стоит. Кроме того, не совсем ясно, кто будет отсматривать поток дополни­тельных фиксаций — планов по увеличению штата сотрудников ГИБДД в ЦАФАПах тоже пока нет.

«На рассмотрение материалов у инспекторов ГИБДД ещё несколько лет назад уходило всего по нескольку секунд. Есте­ственно, ни о каком качественном отсмотре речи нет. Хорошо, что ещё пере­проверяют номерные знаки. Власти уповают на миними­зацию вероятности ошибок камер, но это не освобождает от необходи­мости проверять каждый материал, а пока работает конвейер», — заявил эксперт Григорий Шухман.

А выезд на велодорожки, по мнению разработ­чиков, можно фиксировать по принципу проездов по обочине. Главное — внести в базы данные о коммунальной технике, которая будет проезжать по ним и чистить эти дорожки.

67
Нет комментариев. Ваш будет первым!