​Смольный подписал соглашение о запуске трамвая «Купчино – Шушары – Славянка».

Тип статьи:
Авторская


О заключении соглашения 11 октября сообщает комитет по инвестициям. Концессия предусматривает строительство и последующую эксплуатацию путей, в том числе – возведение трамвайного депо и минимум 15 остановок. Первый этап строительства – от Балканской площади до Шушар – будет введен в эксплуатацию не позднее четырех лет со дня заключения концессионного соглашения, второй этап (от Шушар до Славянки) – не позднее пяти лет. Общая протяженность составит не менее 21 километра, объем частных инвестиций — минимум 25,9 млрд рублей.

Предполагается, что время ожидания трамвая на конечных остановках составит около 5 минут, а время в дороге от Славянки до станции метро «Купчино» сократится почти в два раза, до 30 – 35 минут.

Также концессионер обязан закупить и эксплуатировать как минимум 21 трамвай. Проект предусматривает закупку трехсекционных 100% низкопольных трамваев, они будут двигаться со средней скоростью 25 км/час. В них будет внедрена система подсчета пассажиров, установлены аппараты для оплаты проезда и покупки разовых билетов, в том числе безналичным способом, а также обеспечен доступ в интернет.

Отдельная интрига касается названия трамвая. По аналогии с «Чижиком» в Красногвардейском районе, инвестор намерен присвоить проекту «Купчино – Шушары – Славянка» имя собственное. Некоторые предложения уже были поданы на странице губернатора Беглова «ВКонтакте»: звучали варианты «Спартанка-экспресс», «Купчик», «Шушарик» и «Бегунок». Теперь «Балтнедвижсервис» запустит специальный сайт tram-express.spb.ru, на котором стартует конкурс на название. Он продлится до 31 января.


Напомним, постановление о заключении концессионного соглашения было издано еще в 2017 году, а в мае 2018 года победителем открытого конкурса признано ООО «Балтнедвижсервис», созданное «АБЗ-1» и Газпромбанком. При этом компания предложила снизить максимальную сумму городского эксплуатационного платежа на треть — с 89,6 млрд рублей до 58,1 млрд. Однако на заключение соглашения в итоге ушло еще более года. Окончательно одобрение со стороны Смольного поступило только в сентябре 2019 года.

На третий год с момента подписания соглашения начнется строительство первого этапа линии — от станции метро «Купчино» до центра Шушар. Предполагается, что участок длиной в 10 км пройдет до КАД вдоль Витебского проспекта. В районе развязки кольцевой с Московским и Витебским проспектами трамвай свернет в поселок. Здесь линия прямоугольником охватит местные улицы. Если все пойдет по плану, то уже к сентябрю 2023 года он повезет первых пассажиров по маршруту.


А «БалтНедвижСервис» продолжит тянуть линию до конечной. Сначала вдоль ж/д путей до станции Детскосельская, где она сделает резкий поворот на восток в сторону Славянки. Предполагается, что трамвай проедет неподалеку от Торопецкой улицы, после чего разрежет местность на Славянку и Московскую Славянку. Это должно произойти уже к 2024 году. Протяженность участка составит 11 км. Но это предварительный маршрут, точный путь станет известен лишь после того, как проект будет одобрен экспертизой.


«Этот проект очень удачный с точки зрения транспортного обеспечения территорий. В его основе лежит классическая идеология: магистральный пассажирский транспорт большого города (это метро) и дополняющий его трамвай на обособленном полотне. Протяженность линии — 21 км. Прокладывать на такое расстояние линию метро с учетом плотности застройки в этой зоне нецелесообразно — очень дорого, а трамвайную линию на обособленном полотне, чтобы не стоял в пробках, — оптимально. Учитывая перспективное развитие территорий в этой зоне, пассажиропоток будет существенно возрастать, что учтено в проекте. Трамвай имеет значительно большую провозную способность, чем автобус. Для решения вопросов перевозки пассажиров на данном направлении рассматриваемый проект является наилучшим решением», — рассказал «Фонтанке» президент Ассоциации транспортных инженеров Александр Солодкий.


В теории закрыть транспортные потребности Шушар и Славянки Смольный мог бы с помощью метро, автобуса или электрички. Однако трамвай оказался самым удачным вариантом. 21 км линии метро обойдется в сумасшедшие деньги, против играют и сроки строительства. Автобус без двух выделенных линий вдоль Витебского и Московского будет идти слишком долго, да и провозная способность у него существенно меньше. Электричку можно рассматривать только в паре с автобусом, а по мнению экспертов из Ассоциации транспортных инженеров, у этой парочки окажется самая дорогая транспортная работа (и её стоимость для пассажира). Да и время поездки составит 50—60 минут. Трамвай же домчит за полчаса.


Общая сумма инвестиций — более 25 млрд рублей. Часть отдаст Смольный, который после запуска трамвая выплатит «БалтНедвижСервису» эксплуатационный платеж. Как заявили в компании-концессионере, они лишь частично компенсируют расходы на создание и использование линии. Этот процесс будет растянут на 12 лет. Оставшееся время концессионер несёт все расходы по содержанию и ремонту трамвайной линии, закупке при необходимости новых вагонов и все остальное. В общей сложности эксплуатировать линию «БалтНедвижСервис» будет 25—26 лет с момента подписания соглашения. Точный срок зависит от того, как быстро пойдет стройка.


Цена билета, обещают в Смольном, будет такой же, как и в городском общественном транспорте. Предполагается, что за год трамваем воспользуются 22 млн пассажиров, или по 60 тысяч пассажиров в сутки. Как следует из экспертного заключения Ассоциации транспортных инженеров, из Купчино до Шушар среднесуточный пассажиропоток составляет порядка 20 тысяч пассажиров. В Славянке же, которая и сегодня активно застраивается, предполагается построить 1,4 млн кв. м жилья. При полном освоении численность жителей достигнет около 80 тысяч человек. К 2037 году пассажиропоток может вырасти до 93,3 тысячи пассажиров в сутки, или 34 млн в год.


Пока не известно, какие именно трамваи поедут до Шушар и Славянки. Пока лишь рассчитано, что на первом этапе будет 22 вагона, а в момент полного запуска — 34. «Это пока не определено, рассматривается около 10 поставщиков, анализируются по различным критериям. Известно, что это будут современные низкопольные трамваи, оборудованные кондиционерами, розетками для зарядки техники, доступом в Интернет, системами оплаты проезда. Производитель будет определен в процессе исполнения соглашения», — сообщили в «БалтНедвижСервисе».


Напомним, что конкурс на создание и эксплуатацию в течение 30 лет трамвайной сети на маршруте Купчино — Шушары — Славянка Смольный объявил в августе 2017 года. В мае 2018 года инвестор был выбран — ООО «БалтНедвижСервис». И вот в сентябре 2019 года власти наконец объявили о том, что готовы подписать соглашение.

Нет комментариев. Ваш будет первым!